Китеж-град

Автор: admin  |  Категория: Мистические места  |  Комментарии (0)  |  Оставить комментарий!

Град Китеж часто называют русской Атлантидой, но объединяет их только то, что оба исчезли под водой. Причины  катастрофы различные: Атлантиду, согласно легенде, боги наказали за гордыню, а Китеж-град таким образом… спасся. И вовсе не погиб, а по сей день существует где-то в параллельном измерении и ждёт своего часа, чтобы подняться из озёрных глубин и явить себя миру.

Ведические сказания

История о невидимом Китеж-граде восходят к древним ведическим легендам. Фрагменты их разбросаны среди сказаний местных волжских народов – русских, татар, марийцев, мордвы. Начинается история Китеж-града с волжской легенды о чудесном рождении озера Светлояр. Влюбился как-то бог Велес в дивную красавицу Диву, дочь владыки туч громовых, грозовых.  А хороша была она, будто козочка молодая. Как шла мимо, да плечиком вела, да косу свою пальчиками перебирала и заплетала, и каблучками, словно копытцами, пощелкивала – все сходили с ума. Но случилось так, что не только Велес в Диву влюбился, но и его лучший друг бог Перун, что орлом летал под облаками да пускал молнии в сторону Землю-матушку. Красавица Дива недолго выбирала между ухажёрами и вышла замуж за Перуна. С тех пор стали два друга лютыми врагами, а влюбленный Велес замыслил приворожить Диву. Узнал он, что растёт в саду Ирийском у Лады-матушки особенный ландыш, который охраняет Ладон-дракон.    Кто сорвёт тот драгоценный цветок да подарит своей любимой, чтобы она смогла почувствовать его аромат, тот в сей же миг завладеет ее сердцем. Пробрался Велес в Ирийский сад, змею глаза отвёл, украл ландыш, а затем явился с цветком к Диве, когда её мужа не было дома. И стал он петь ей лживые песни о том, что Перун с другими женщинами забавляется, пока жена его дома ждёт. И что немало дев пьянели от его объятий, и дети народились в разных землях, как звезды в небесах. Конечно, Дива расгневалась, не поверила словам лжеца. Начала в него громы и молнии метать, а он выскочил из дома и помчался наутёк. Тогда Дива бросилась вслед за обидчиком на своем Буре-коне, и там, где ступил копытом на землю конь, появилось озеро. Велес, увидев сие чудо, обратился в речку Ландыш (Люнду) и заструился вокруг озера Светлояр. А волшебный цветок на берегу под терновый куст посадил, чтобы Дива его непременно увидела. Она сорвала ландыш, вдохнула аромат – и тут же возник Велес. И свершилось колдовство, полюбила его Дива, и забыла своего мужа. Поженились боги, и как настала осень, родился у них сын – Ярила. В его честь и назвали озеро Светлояр.

Именно благодаря богу Велесу появился град Китеж. Призвал Велес волшебника Китаврула, чтобы тот построил волшебный город на берегах святого озера. Развёл он купальский костер, а затем из золы насыпал валы. Сделал из венков девичьих чудо-кремль на костровище. Построил он башни из цветов, а детинец из грибов. Терема – из желудей дубовых, а из шишек хоромы. Пришла пора чудес – город встал там, где прежде был лес. Где полыхали костры – вознеслись шатры, встали улицы и дворцы. Когда Китеж-град был построен, Велес спрятал в нем Книгу Вед, к которой мудрость жизни сокрыта, тайны мира, заповеди сварожии, древние уставы – то, что золота драгоценнее, что оплот добра и истины.

В ведической традиции известна и дальнейшая история града. Еще одним чудом якобы владел Велес – волшебным камнем, Рубином Сокровения. Его сила помогала перенестись в иной мир (снов и фантазий) всему, чему угодно, даже городу. И впервые  Велес воспользовался его силой во время Битвы Трёх Родов. Воспоминания о тех битвах сохранилась как в местных русских легендах, так и в финно-угорских «гамаюнских песнях». Согласно этим источникам,  племена сварожичей и дыевичей пошли воевать с родом подземных колдунов-панов из-за украденных ими волшебных коров, детей небесной коровы Земун. Битва должна была произойти в Пановых горах. На них ныне расположен город Нижний Новгород. И они хотели обратиться за помощью к владыке Китеж-града – Велесу. Но Велес отказался, потому как не желал проливать кровь своих братьев, бывших в родстве с панами. Боги пытались заставить его заключить союз силой и метнули в Китеж-град молнию. Тогда Велес явил чудо, заставив молнию ударить в Рубин Сокровения на своём кольце. Мгновенно Китеж-град исчез, а на его месте появился лес.

Сварожичам и дыевичам ничего не оставалось делать, как идти воевать без помощи Велеса, но всё равно выиграли в битве. После той битвы, увидев братьев в заточение, горюющий Велес покинул Китеж-град, и поручил его волшебнику Китаврулу: «Друг старинный, прекрасный зодчий! Ты оставь золотую корму на своей лёгкой ладье, а возьми-ка кормило власти. Был ты кормчим на корабле – теперь стань же князем в Китеже! Ты обнеси его неприступными стенами и окружи рвом огромным так, чтоб укрыться могли в городе все немощные и старые! Беззащитные вдовы и сироты, плачущие в память о мужьях, убитых в бою, и братьях, погибших на войне, всегда смогут найти здесь убежище. А сам Велес ушёл на север, в Берозерье, где стал известен как Морозко (Дед Мороз).

Христианские сказания

Последующая история Китеж-града известна из христианских и старообрядческих источников и летописей, в том числе Китежской летописи XVII века. Согласно ей, город Большой Китеж был построен великим князем Юрием Долгоруким у озера Светлояр в трёхлетний период с 1 мая 1165года по 30 сентября 1168года и имел 200 саженей в длину и 150 саженей в ширину. В то же время был построен и Малый Китеж — город Городец на нынешней Волге. Затем наступила тяжелая година Батыева нашествия. И в 1243 году, преследуемый царём Батыем, князь Долгорукий спрятался в Большом Китеже. Враги окружили крепость, но не смогли её захватить. Согласно легенде, местные жители обратились за помощью к Всевышнему, и Господь скрыл город под землёй,  вместо него Батыю открылись земляные холмы и озеро. Страх охватил врага, и воины бежали от этого великого чуда.

Старообрядцы приняли эту легенду за истину и  ушедших под воду причислили к лику святых. Они полагают, что китежане до сих пор проживают в своем славном городе на дне Светлоярова озера. Свидетельства очевидцев, что под толщей воды угадываются церковные свечи, кресты и купола церквей, слышится подземный звон колоколов, являются поводом к такому убеждению . Кроме того, сами жители потустороннего Китежа часто напоминают о себе. Старожилы говаривали, что видели, как в обычную сельскую продуктовую лавку заходил седой длиннобородый старец в старинной славянской одежде. За купленный хлеб он расплачивался старинными русскими монетами времен татаро-монгольского ига. Причём монеты блестели, как новые. Время от времени старец задавал вопрос: «Как сейчас на Руси? Не пора ли подняться Китежу?» Но местные жители отвечали, что пока не время.

В 1830-х годах среди христианского народа значительно увеличилась слава о Китеж-граде, что напугало представителей церкви. А бояться было чего, ведь причудливо переплетенные христианские и языческие легенды заставляли сомневаться верующих людей в существование только лишь Святой Троицы. Церковь приказала уничтожить «светлоярские соблазны и суеверия». В 1836 году открылось наделавшее много шума «Дело о снесении часовни, возведённой без разрешения начальства, и об опровержении летописца об этом озере и граде Китеже». Протоиерей Смирнов тогда обвинял «раскол», негодовал против святыни. В его доносе есть и такие слова: «Тут совершаются мольбы, поклоняются самим деревьям, приносятся им жертвы… Они (старообрядцы) являются настоящим подобием черемисских кереметей (языческих волхвов)». Ко всеобщей радости, церковные угрозы остались только в донесениях, которые вскоре были переданы в архив, и озеро Светлояр осталось нетронутым.

После этих событий прошло чуть больше ста пятидесяти лет. Церковь благоразумно поменяла свое мнение о Китеж-граде, и митрополит Нижегородский и Арзамасский отслужил праздничный молебен на берегу озера, также освятив рядом с ним часовню. С тех пор православная церковь официально приняла град Китеж и считает его уже своей святыней, а не только местом поклонения язычников-старообрядцев.

Сказание о Китеж-граде привлекало на берег Светлояра многих выдающихся людей, художников, писателей. Павел Мельников-Печерский, вдохновленный впечатлением от озера, пересказал его легенду в романе «В лесах», а также в повести «Гриша».  Максим Горький, побывавший здесь, поведал о Светлояре в очерке «Бугров», Владимир Короленко («В пустынных местах») и Михаил Пришвин («Светлое озеро»). Писатель-мистик Дмитрий Мережковский и поэт Зинаида Гиппиус тоже обращались к великой загадке Светлояра и Китеж-града. Легенды о граде Китеже легли в основу оперы Николая Римского-Корсакова. Озеро Светлояр изобразили на своих полотнах живописцы Николай Ромадин, Илья Глазунов.

Исследовать озеро Светлояр начали в середине 1950-х годов. При раскопках Малого Китежа, с которых начались работы археологов, были обнаружены керамика, обычные предметы обихода и огромное пепелище, датируемое первой половиной XIII века. Таким образом, сведения о том, что Хан Батый и его войска разорили город, подтвердились, и в 1959 году на озеро Светлояр прибыла ещё одна экспедиция. К сожалению, результатов не было, поэтому поиски возобновили только в 1968 году. Тогда-то участник новой экспедиции геолог В. Никишин выявил, что озеро является провалом земной коры, который заполнился грунтовыми водами. Дно водоема состоит из трёх террас, расположенных на разной глубине – девять, двадцать три и тридцать метров. Выяснили и периоды образования уступов: самая глубокая часть возникла полторы тысячи лет назад, семьсот лет назад – средняя и четыреста – наиболее мелкая. Время образования средней террасы приходится как раз на время Батыева нашествия и является косвенным подтверждением легенды о затонувшем городе.

По легенде, Китеж-град восстанет из глубин Светлояра в день Страшного суда, тогда, когда мертвецы восстанут из своих могил. Китежане выйдут защищать людской род и сумеют спасти от адского огня многие души.

Метки: , , , , ,

Оставить комментарий